Министерство культуры Российской Федерации Государственный Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей

Пресса о выставке

26.05.2011

Нет проекта в своем отечестве. Парижская «Святая Русь» в Третьяковской галерее

Язык публикации: Русский

Газета "Коммерсантъ", №93 от 26.05.2011

Дело даже не в том, что в Париже к сотням экспонатов из 25 отечественных музеев прилагались еще и десятки памятников из европейских собраний, а в Москве не прилагаются (за одним-единственным исключением). Бог уж с ними, они были любопытные, но впечатление от выставки в целом не меняли. Проблема в другом: французская выставка на самом деле ставила своей задачей выстроить единственную в своем роде хрестоматию по русской истории, и художественной, и даже отчасти гражданской,— и это удалось. Причем именно за счет жесткого следования исторической канве. Каждый период был четко выделен и подробно разъяснен, к тому же визуально экспозиция не смешивалась. Это только кажется, что так скучно. Стандартная лекция по истории искусства тоже не самая зажигательная вещь, но только представьте себе, что ее иллюстрируют не слайдами, а подлинниками, ну, допустим, "Джоконды", "Сикстинской Мадонны" и так далее.

Мы пошли другим путем. Наши музейщики благодарно уцепились за взятое луврскими кураторами исключительно для красоты название "Святая Русь" (на самом деле у луврской выставки был исчерпывающий подзаголовок "русское искусство от истоков до Петра Великого") и стали рассуждать про образ "Святой Руси" как "умозрительной модели идеального и общественного устройства". И ничего, что серьезное музейное значение этой умозрительной модели стремится к нулю, потому что соответствующие идеи в реальности были только в эпоху романтизма пущены в ход нашими общественными деятелями. Потому что те, будучи людьми образованными, прекрасно знали, что по ту сторону Эльбы уже много веков бытовали сходные присловья — "Sancta Bavaria" ("Святая Бавария"), например, или "Oesterreich — Kloesterreich" ("Австрия — монастырское царство"), ну и "Священная Римская империя", на минуточку. Образованности же нашей сегодняшней публики выставка безмерно льстит — и тем почти обесценивает себя самое.

Сергей Ходнев

Полный текст статьи читайте на сайте ИД "Коммерсантъ"

http://www.kommersant.ru/doc-y/1646886