Министерство культуры Российской Федерации Государственный Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей

Пресса о выставке

26.05.2011

В Москве открылась «Святая Русь»

Язык публикации: Русский

Грандиозная выставка «Святая Русь», которая в прошлом году покорила парижан, собрав за время своей демонстрации в Лувре 260 тысяч посетителей, теперь развернулась в России, в залах знаменитой московской Третьяковской галереи (26 мая-14 августа).

Президент РФ Дмитрий Медведев, открывавший выставку в Лувре, был настолько впечатлен экспозицией, объединившей раритеты 25-ти музеев и библиотек России, что настоятельно рекомендовал показать ее на родине. Государство выделило 120 миллионов рублей на то, чтобы не просто перевезти экспозицию и механически ее повторить, а сделать новую версию. Для парижан она была выстроена в хронологическом порядке – от крещения Руси и эпохи становления православной веры до 20-го века – и носила, прежде всего, просветительский характер. Россиянам же предлагается тематическая группировка экспонатов, воссоздающая целостный образ «Святой Руси», формирующая ощущение единства веры и культуры, осознание исторической роли православной церкви – именно благодаря ей Россия преодолела раздробленность и стала единым государством.

Первым почетным гостем выставки стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вместе с супругой президента РФ Светланой Медведевой он посетил экспозицию в День славянской письменности и культуры - 24 мая. И, как рассказывает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, неожиданно выяснился очень интересный исторический факт.

"По завершении экскурсии последним экспонатом, который мне хотелось показать, была грамота Константинопольского Собора о постановлении Московского патриархата, - вспоминает Ирина Лебедева. - Это 1590 год. Я показала его как уникальный экспонат нашей выставки, но, как заметил Святейший Патриарх, оказывается, это до сих пор действующий юридический документ. Для всех нас это было полной неожиданностью!"

Впрочем, действующими, «живыми» экспонатами можно считать почти каждый из 450-ти раритетов выставки. Иконы в драгоценных окладах, кресты, церковная утварь, рукописные книги, златотканые покровы и одеяния священнослужителей – всё, что предназначалось для русских храмов, было самым лучшим и богатым. Недаром, по преданию, киевские князья, крестившие Русь, выбрали именно византийское христианство, поскольку им понравилась необычайная красота и роскошь обрядов.

К примеру, уникальные «Золотые Ворота», открывающие выставку. Некогда они украшали один из храмов Суздаля. Выполненные из металла, весом почти 600 килограммов, ворота «расписаны» библейскими сюжетами, созданными в технике «огненного золочения». Недаром эти ворота поразили посетителей Лувра не меньше, чем оклад иконы «Троица» Андрея Рублева, изготовленный в конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова. Для инкрустации этого золотого «одеяния» иконы использованы драгоценные венецианские камеи XII века.

Еще одним хитом выставки специалисты считают украшение парадного костюма русского князя Андрея Боголюбского - наплечник XII века, прибывший на выставку из Лувра. Он попал во Францию после революции 1917 года, а до этого постоянно находился в одном из храмов города Владимира, рассказывает куратор выставки Наталья Шередега:

"Есть очень близкий к нему по исполнению предмет, - продолжает эксперт, - находящийся в собрании немецкого города Нюрнберга. Если на экспонате нашей выставки изображено Воскресение, то на том - Распятие. Существует научная версия, что оба эти наплечника из двух княжеских одеяний – Андрея Боголюбского и его брата. А изготовлены оба в мастерских Фридриха Барбароссы. Известно, что мастера Фридриха Барбароссы принимали участие в украшении белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси".

Русь действительно была открыта для контактов с окружающим миром, она вовсе не жила замкнутой жизнью, как представляется многим сегодня. В кладе X века, найденном на западе России, в Смоленской области, оказались, например, византийские монеты и кресты. Среди археологических находок на территории Киева - предметы из Италии, Скандинавии, Франции. А торговый Новгород демонстрирует целую россыпь изделий из Германии и Швеции. Во всем этом можно убедиться на выставке. И еще одна особо впечатляющая деталь: рядом с портретом патриарха Никона, созданным в конце XVII века, где он изображен с золотой панагией на груди, в музейной витрине – та самая панагия, играющая бриллиантами и рубинами. Роскошная драгоценность сделана ювелирами Османской империи.

Историю экспонатов, представленных на выставке «Святая Русь», можно узнать с помощью самого современного информационного сопровождения. Древние рукописи, например, оцифрованы, и их можно виртуально перелистать. На больших экранах возникает «архитектурный фон»: виды знаменитых монастырей и храмов, с которыми связаны экспонаты. Наконец, специальный путеводитель с подробными пояснениями помогает разобраться в лабиринтах экспозиции, в лабиринтах российской истории.

Похожие сюжеты:

"Святая Русь": триумфальное возвращение из Парижа в Москву

http://rus.ruvr.ru/2011/05/26/50848038.html